Previous Entry Share Next Entry
Как правильно атрибутировать фото самолётов японской морской авиации
eugen_pinak
На написание этого поста меня натолкнул вот этот пост в ВК-группе "Вооружённые силы Японии":
https://vk.com/armed_forces_of_japan?w=wall-18125720_24696
Кстати, там постят массу интересных фото по теме, так что рекомендую туда регулярно наведываться: https://vk.com/armed_forces_of_japan



Итак, вот фото, которое было запощено:


А вот комментарий к нему:
"Евгений Аранов
Ранее не публиковавшийся кадр аэродрома в Шанхае, где базировался смешанный 12 кокутай японской морской авиации. На переднем плане видны два новейших на тот момент пикировщика D3A. Дальше слева прототип палубного разведчика С3N, справа истребитель A5M. Слева в чехле - не разглядеть, Судя по всему также сугубо секретный Вэл. За ним торчит хвост морской версии Бэбса - разведчика C5M. На заднем плане видны ряды более старых пикировщиков D1A2."


И дальше:
"Алексей Шокуров
Хвост Вэла справа с номером S-391. А второй где? Под чехлом? Крыло вроде его."

Евгений Аранов ответил Алексею
Алексей, ага. под чехлом слева. Любопытно, что экспериментальный С3N так долго пролетал. Две штуки в начале 38 направили на испытания в 12 кокутай. Один быстро сбили китайцы, а вот про второй ничего не слышно было. Раз тут Вэлы присутствуют, значит не ранее конца 1939. Долго протянул без запчастей."


Я думал приблизительно 0 секунд, чтобы догадаться, что эти описания фото - ошибочные. И вот почему: каждая авиагруппа японской морской авиации имела собственный идентификационный код, который иногда менялся. И вот как раз этот код в виде латинской "S" 12-я авиагруппа носила очень недолго - где-то с сентября по октябрь 1937 г. В это время прототип пикировщика D3A ещё даже не взлетел. Кроме того, с 1936 и до 1945 все боевые самолёты японской морской авиации несли тактические номера по единому стандарту: разведчики - от 1 до 99, истребители - от 101 до 199, пикировщики - от 201 до 299, торпедоносцы-бомбардировщиики - от 301 до 399. Поэтому даже опытный пикировщик физически не мог нести номер S-391 - его номер был бы в 200-й серии.

Имейте в виду, что эта система существовала до конца войны на Тихом океане - что изрядно помогает в атрибутации фотографий японских самолётов. К сожалению, японские цензоры тоже это хорошо знали, поэтому в публикациях военного времени самолёты обычно сфотографированы так, что код группы и номер на киле были не видны :(


Ну, и чтобы "два раза не вставать", добавлю и остальные замечания к атрибутации этого фото моим тёзкой.
1) Опытные D3A служили не в 12-й, а в 14-й авиагруппе: в ноябре 1939 г. (за месяц до официального принятия машины на вооружение) группа D3A под командованием капитан-лейтенанта Такахаси Садаму прибыла на фронт для проверки новых самолётов в боевых условиях.
В 12-й авиагруппе отряд уже серийных пикировщиков D3A служил в период с мая по ноябрь 1940 г. К тому времени группа базировалась на Ханькоу и Ичан, а никак не на Шанхай.
2) Палубный разведчик С3N не был экспериментальной машиной - в сентябре 1937 его уже приняли на вооружение. Правда, выпуск этих самолётов так и ограничился 2 прототипами, оба из которых успели повоевать в 12-й авиагруппе.
3) А вот "разведчика C5M" на тот момент ещё не существовало в природе - он был принят на вооружение только в 1939. То есть на фото Ки-15-1, причём, скорее всего, из ВВС японской армии.

Поэтому моя атрибутация этого фото выглядит так:
первый ряд - слева C5M, справа - B5N
второй ряд - слева C5M,
третий и четвёртый ряд - слева два Ки-15-1, справа - А5М1.
На заднем плане - D1A2 (кстати, возможно уже с новым кодом 12-й авиагруппы - цифрой 3).



This entry was originally posted at http://eugen-pinak.dreamwidth.org/800.html. Please comment there using OpenID.

?

Log in